Женский онлайн журнал » Дети » Психология ребенка » Школьная оценка – стимул или наказание?

Школьная оценка – стимул или наказание?

Школьная оценка – стимул или наказание?
Психология ребенка
Admin Kristi
Фото: ihostess.ru
18:02, 29 май 2017
2 588
0

Содержание:

Для каждого ребёнка начало обучения в школе – самое значительное событие за весь период детства. Конечно, дети этого не понимают, но с радостью ожидают ярких впечатлений, словно начиная новую игру. На этом этапе наблюдается важнейшее условие успешной учёбы – познавательный интерес. Как же получается, что со временем этот интерес утрачивается? Немаловажную роль в этом играют школьные отметки.

Прежде всего необходимо определить значение терминов «оценка» и «отметка». Оценка – это процесс, а отметка – результат. Ребёнок вначале не понимает зависимости отметки от качества своего труда. Он старался, приложил усилия, сделал, как мог, почему же у него низкая отметка? Вот тут и начинаются проблемы.

Отметки и педагоги


Нужно признать, что зачастую срабатывает субъективизм учителя, причём он принимает разные формы: либо педагог по отметкам оценивает личность ученика, либо наоборот, проецирует свое отношение к нему на оценивание. Таким образом ученик попадает в своеобразную ловушку и в результате отметка для него становится оценкой самого себя.

Трудно преувеличить опасность такой ситуации для ребёнка. Неверие в свои силы, в справедливость и объективность учителя и даже нежелание идти в школу – таков результат подобного подхода. Немало выпускников выносят из школы во взрослую жизнь всевозможные комплексы, что становится препятствием дальнейшей успешной карьеры.учитель оценивает учеников

Отметки и родители


Следуя принципу «кнута и пряника», родители порой используют школьные отметки как инструмент для управления ребёнком. Не задумываясь о причинах детских неудач и последствиях своих действий, они применяют примитивную тактику: высокая отметка – поощрение, низкая – наказание. Важно понять причины низкой успеваемости. Отсутствие контакта с учителем, семейные проблемы, влияющие на психику ребёнка, сковывающая боязнь неодобрения или наказания – все эти факторы играют немаловажную роль. Тем родителям, которые действительно хотят вырастить своего ребёнка счастливым и успешным человеком, будут полезны несколько следующих советов:

  • ребёнок должен осознать простую истину: сверхценностью для родителей являются не его отметки, а он сам, любовь к нему со стороны близких не зависит от его школьных успехов. Убедить его в этом можно, только проявляя терпение и доброжелательность;
  • родителям следует отличать случайные ошибки от совершённых по незнанию предмета. В первом случае необходимо найти способы развития сосредоточенного внимания у ребёнка. Таких методов в педагогической литературе описано много, все они в интересной, часто в игровой форме способствуют развитию внимания и памяти. Во втором – выявить пробелы в знаниях и помочь школьнику наверстать упущенное;
  • важно также выделить учебные предметы, которые ребёнок понимает лучше и поощрять его успехи. Совсем не обязательно, даже вредно, требовать одинаковых результатов по всем дисциплинам. Каждый человек имеет свои способности и склонности и часто это проявляется уже в детстве.

Синдром отличника


Педагогическая практика показывает, что обычно отличники бывают двух типов. Первый – это ученик трудолюбивый, старающийся выполнять все задания на «отлично», но не стремящийся к лидерству. Такой ребёнок имеет свой немногочисленный круг друзей-единомышленников и переносит свой перфекционизм в дальнейшую жизнь. Сложнее обстоит дело со вторым типом. Это лидер класса, уверенный в себе, имеющий непререкаемый авторитет. Ему бывает трудно понять, что школьные достижения не обеспечат успех во взрослой жизни, что ему придётся столкнуться с непринятием его авторитета, со скептицизмом и неудачами. Возникает неуверенность, сомнение, что негативно отражается на его поведении и отношении к жизни. Потребуется немало волевых усилий, чтобы преодолеть этот барьер и утвердиться в обществе.плохая оценка в школе

О пользе оценки


И всё же к оцениванию нужно привыкать со школьных лет. Любая деятельность рано или поздно подвергается оценке. Для студентов это экзаменационные сессии, в дальнейшей работе – ревизии, комиссии, аттестация, аудит. Если человек привык к самокритичному отношению к результатам своего труда, к их анализу и совершенствованию, оценка его всегда будет высокой. Самоконтроль и самооценка – залог успешной работы в любом виде деятельности.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)