title
Дети дошкольного возраста постоянно и активно познают окружающий мир. Они наблюдают, испытывают разнообразные чувства, делятся впечатлениями, общаются, анализируют поступки других людей. Способность детей понимать родителей, мыслить и говорить формируются в деятельном процессе познания, а не сами по себе. Вопрос познавательной активности дошкольников является основным в системе образования дошкольников. Цель воспитания детей этого возраста – развитие способности к активной познавательной деятельности.

Основы психологии познавательного развития дошкольников


В играх ребенок узнает, как правильно общаться со сверстниками, усваивает нормы и правила поведения в обществе. Он примеряет на себя различные образы и роли, разыгрывает разные сюжеты и, таким образом, осваивает мир, познает сферу человеческих взаимоотношений. В этот период дети овладевают речью и активно используют свое воображение. Логика дошкольника отличается тем, что он размышляет образно. Формируются его убеждения, принципы и самосознание.

Главная цель интеллектуального воспитания дошкольников состоит в развитии их познавательной деятельности. Это значит, ребенок должен научиться познавать окружающий мир. Поэтому так важно самообразование в познавательном развитии дошкольников. Многостороннее развитие, адаптация к окружающей среде, способность использовать полученные знания в различной деятельности – все это является результатом умственного воспитания детей. Важное условие интеллектуального развития и взросления ребёнка – это создание у него системы основных знаний и представлений об окружающей жизни. Личность дошкольника развивается в результате постижения всего опыта, который был накоплен людьми в процессе цивилизации. К этому опыту относятся духовные ценности и материальная культура.

Познавательная активность у детей дошкольного возраста – это психический процесс, в ходе которого дети изучают окружающий мир, общество и самих себя.

К составляющим психики ребенка дошкольного возраста относятся:

  • внимание,
  • ощущение,
  • восприятие,
  • воображение,
  • память,
  • мышление.
Совет родителям: у детей необходимо развивать познавательные мотивы. Мотив – это внутренняя движущая сила, побуждающая человека к определенным действиям. Если постоянно говорить ребенку «Нельзя!», то со временем он может утратить природную любознательность и познавательный интерес к миру.
познавательное развитие детей

Развитие детей дошкольного возраста: активность и интерес


Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы постоянно открывать детям двери в мир знаний. Большую роль при этом играют познавательные эксперименты, которые являются основой развития познавательной активности у детей, их саморазвития. По мере взросления у дошкольника начинают активнее развиваться новые потребности, и на их основе – мотивы поведения, которые формируют его личность.

Самообразование ребенка и познавательные игры развивают его умственные способности. В процессе самообразования повышается познавательный интерес и активность детей.

Познавательная активность детей определяется такими признаками:

  • ребенок проявляет внимательность и сосредоточивается на предмете изучения;
  • интерес к получению новых знаний, который выражен вопросами к родителям и педагогам;
  • проявляет инициативу и старается узнавать новое в какой-либо определенной сфере знания, узнает новую информацию;
  • проявляет положительные эмоции, когда преодолевает трудности в занятиях;
  • высказывает заинтересованность, стремится участвовать в дискуссиях.
Совет родителям: Чтобы ребенок проявлял активный и интерес к знаниям, ему необходимо находиться в окружении, которое насыщено информацией. Создавайте для сына и дочери такие условия, где они могут проявить свою инициативу и действовать. Для дошкольника важнее практика, чем теория. Им нужен опыт, который они приобретают в процессе практических действий.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выходит на новый этап. Так как дети уже усвоили речь, то появляется интерес к книгам и чтению. Также у них снижается интерес к обычным игрушкам, в этом возрасте дети увлекаются экспериментами. Развивается логика дошкольников, вырабатываются способности мышления к анализу и синтезу. Для детей становится важным творчество, как способ воспитания интереса к знаниям и духовным ценностям.

Воспитание познавательного интереса и воображения детей


Типовые занятия с детьми построены так, что дети должны отвечать на вопросы воспитателя в одностороннем порядке. В этом случае не создаются предпосылки для развития у дошкольников активной мыслительной деятельности. Ребенок не имеет возможности высказать свои рассуждения, от него ожидают стандартных ответов. Когда дети в процессе обучения в детском саду пытаются вести себя свободно, проявляя познавательную активность, это считается нарушением дисциплины. Впоследствии они начинают бояться нарушить установленный регламент занятий, что приводит к ограничению познавательного интереса.

Существует и другой вид развивающих занятий с дошкольниками, в процессе которых детей учат задавать вопросы, проявлять свой интерес и любознательность. В процессе такого обучения родители беседуют с детьми об окружающих предметах и явлениях, о книгах и фильмах. Педагоги советуют заранее сформулировать вопросы, которые будут заданы детям.

Необходимо обратить внимание, что существует два вида вопросов:

  1. Репродуктивные;
  2. Проблемные.
Ответ на первый вид вопросов предусматривает воспроизведение ребенком материала, который он увидел или услышал. Такие вопросы мало способствуют развитию интеллектуальных способностей детей. Проблемные вопросы ставят перед ребенком задачу, над которой необходимо размышлять, например: «Как ты думаешь?» При этом нужно предоставить время для ответа и, возможно, дать ребенку некоторые подсказки, чтобы помочь ему. Для младшего и старшего дошкольного возраста необходимо разрабатывать разные уровни проблемных вопросов. Отвечая на заданные вопросы, ребенок может начать фантазировать. Так развивается его воображение.

Воображение является познавательным процессом, в ходе которого сознание создает представления и образы, а также производит с ними разнообразные манипуляции. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста: мышление ребенка формируется с помощью фантазий. Яркие эмоции и насыщенные образы, которые маленькие дети получают из внешнего мира, оказывают на них сильное влияние. Вначале дети воссоздают в воображении эти впечатления. Поэтому большое значение имеет, какие ребенок слышит рассказы и сказки, какие смотрит фильмы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет управлять своими фантазиями. Формирование воображения важно для решения познавательных вопросов, для развития творческих способностей.

Для этого нужны:

  • игры с конструктором;
  • рисование (художественная деятельность);
  • игры с определенным сюжетом, в которых дети исполняют роли.
В игре дети исполняют роли взрослых людей. Они повторяют поведение окружающих взрослых и отображают в своих играх их взаимоотношения. Так они учатся общаться друг с другом и совершенствуют свои отношения, обучаются управлять собственным поведением. Игра для дошкольника – это реальность.

Средства воспитания познавательной активности


Специальные занятия – это основная форма деятельности в детском саду, где развивается познавательная активность ребенка. Дошкольники стремятся к знаниям, ими движет любознательность и интерес к новому. Творческая деятельность ребенка – это не простое времяпровождение. Разнообразные игры, рисование, чтение рассказов и просмотр фильмов являются средствами познания, получения сведений об окружающем мире. Я. Коменский обосновал точку зрения, согласно которой основы планового обучения и воспитания дети получают именно в дошкольном возрасте. Поэтому на занятиях воспитателям необходимо определить содержание обучения и распределить виды деятельности.

Полезный совет: для детей очень важна помощь родителей, их разумное и внимательное управление, чтобы со временем научиться самостоятельно руководить процессом получения знаний.
развитие детей дошкольного возраста Ушинский Родителям надо создавать такие ситуации в жизни детей, при которых они смогут заниматься самообразованием и искать ответы на вопросы, которые у них возникают. Необходимо поощрять детскую инициативу. Эксперимент – это основа детского творчества. Знания, которые приобретают дети в ходе познавательной деятельности, могут быть получены в процессе эксперимента. Знания, подтвержденные экспериментальным опытом, более прочные и понятные ребенку. Эксперименты устраивают в группах (детский сад) или индивидуально (при занятиях родителей с ребенком дома). Для старших дошкольников рационально показывать опыты с водой, песком, глиной и другими веществами, которые имеют практическое применение в повседневности.

В процессе обучения и воспитания дети приобретают два вида знаний. Первый вид – простые умения – дети получают в игре, в повседневной жизни, в разговорах с родителями и сверстниками. Второй вид характеризуется сложностью, эти знания дети получают на занятиях с воспитателем.

В процессе учебы дети должны научиться:

  • внимательно слушать;
  • выполнять инструкции воспитателя (родителей);
  • понимать цель и доводить дело (задание) до завершения;
  • давать оценку своим работам, выполненным заданиям.
На занятиях в детском саду воспитатели готовят детей к школе, способствуют их умственному развитию и формированию личности; эти занятия должны быть регулярными.

Развитие памяти и мышления: подготовка к школе


До 5 лет ребенок имеет непроизвольную память, то есть в его задачи не входит специальное запоминание информации. Младшие дошкольники не стараются что-либо запомнить. Память детей хранит самые яркие образы и увлекательные происшествия. Произвольная память вырабатывается у ребенка на занятиях с педагогами и родителями. У старших дошкольников память – это основная функция в развитии психики. В дошкольном возрасте восприятие детей, как способ познания, принимает целевую направленность, делается осмысленным; ребенок начинает анализировать окружающую действительность.

В 6 лет дети уже целенаправленно запоминают различную информацию, которая может им пригодиться для какого-либо занятия. Формирование произвольной памяти осуществляется, главным образом, в играх.

У детей развиваются разные виды памяти:

  • моторная;
  • слуховая;
  • зрительная.
В активной познавательной деятельности развивается мышление детей. Это происходит по схеме: наглядно-действенное -> мышление -> образное -> образно-схематическое -> логическое мышление.

К концу обучения в детском саду ребенок психологически подготовлен к школе.

Это можно определить по таким параметрам:

  • уровень интеллекта и стремление к знаниям;
  • формирование личности дошкольника;
  • волевые и эмоциональные качества ребенка.
Развитие познавательной сферы дошкольника происходит очень активно в деятельных играх, например, при составлении плана экскурсии. Перед проведением экскурсии воспитатель или родители показывают ребенку и рисуют (наклеивают картинки) вместе с ним карту маршрута, по которому они будут идти, указывая на плане все предстоящие к посещению места. Таким образом, у ребенка вырабатывается пространственное мышление. Этот план можно составить с помощью игрушек, деталей конструктора и других подходящих предметов. Полезным будет составлять планы улицы, города или парка, где родители гуляют вместе с сыном или дочкой. Для обозначения предметов на карте пригодятся поделки, изготовленные из различных материалов. Моделирование окружающего мира формирует мышление дошкольников, подготавливает детей к школьным занятиям по географии и геометрии. Детям нужно подробно объяснять смысл и назначение плана, что будет способствовать росту познавательной активности.

Во всех занятиях с дошкольником важна системность. Занятия постепенно усложняются – от младшей к старшей детсадовской группе. Обучение детей происходит в игровой форме, с помощью чтения литературы и сказок, при помощи моделирования и конструирования. Родителям необходимо ознакомиться с планами и программами, по которым обучают ребенка в детском саду, и самим активно способствовать развитию дошкольника.

Комментарии к статье: (0)

Имя:*
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *