title

Отставание в речевом развитии ребенка

Содержание:

Как узнать о наличии проблемы


Вывод о нормальном речевом развитии или задержке можно сделать на основе определённых норм формирования навыков. Так, трёхмесячный младенец начинает гулить, шестимесячный – лепетать, а к году лепет становится дифференцированным и появляются первые простые слова. До двух лет малыш учится воспринимать речь, а его словарный запас постепенно увеличивается.

Далее, вплоть до трёхлетнего возраста, ребёнок овладевает умением составлять фразы и предложения. Родители должны не просто разговаривать с чадом, но и следить, когда и в какой срок формируются у него вышеуказанные предречевые и речевые навыки.

Как проявляется отставание


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь представление о двух типах речи – экспрессивной и рецептивной. В развитии первого типа задействованы органы артикуляции – губы, язык, движением которых руководит головной мозг. Благодаря этому малыш начинает произносить вначале отдельные звуки, которые постепенно образуют слоги, а затем – слова.

Что касается рецептивной речи, то она способствует пониманию того, что ребенок говорит, а также – что говорят другие. В случае задержки речевого развития это понимание может частично или полностью отсутствовать по причине несформированного вовремя навыка произношения звуков, слогов, слов.

Если двухлетний ребёнок ещё не говорит, а лепечет, можно предположить начало возможной проблемы. В возрасте трёх лет речь его скудна и непонятна? Это безусловный повод обратиться к врачу! Именно сейчас – наиболее благоприятное время, когда лучше всего диагностировать и лечить отставание речевого развития.

Причины возникновения задержки речи


  • Наследственность, когда один или оба родителя имели аналогичную проблему.
  • Перинатальная энцефалопатия, т. е. наследственные патологии нервной системы, вызванные, например, ишемией или гипоксией.
  • Идеопатические, т.е. когда причина задержки речи неизвестна.девочка на занятиях с логопедом

Помощь специалиста


Если родителей что-то настораживает в речевом развитии сына или дочки, вначале нужно обратиться к педиатру, который даст направление к неврологу, логопеду или психиатру. Эффект лечения будет зависеть от того, какая именно проблема имеется.

Например, если интеллект маленького пациента не нарушен, но страдает экспрессивная речь, то улучшение может наступить уже через месяц. В случае временной задержки эффект также будет заметен в скором времени. А при отставании ещё и в психологическом развитии или при аутизме ждать положительной динамики можно минимум через полгода.

Методы коррекции


Способов лечения немало. Это может быть, в частности, медикаментозная терапия, когда ребёнку назначаются нейротрофические и ноотропные препараты. Но всё же многие клиники делают акцент на занятиях со специалистами: это может быть логопед, дефектолог или нейропсихолог.

Эффективной будет и физиотерапия: нейросенсорная стимуляция или транскраниальная микрополяризация. Эти современные методики в ряде случаев даже более эффективны, чем ноотропные препараты. Положительное действие окажет игровая терапия, гимнастика разных видов и ЛФК. Все они способствуют развитию речи.

Помимо помощи специалиста, родители должны заниматься с ребёнком дома. Несложные упражнения типа пальчиковой гимнастики, совместное пение детских песен, игры с кубиками – всё это способствует постепенной ликвидации проблемы.

Проблемы с речью и школа


Речевые зоны и мышление, память, чтение, письмо находятся в тесной взаимосвязи. Если родители вовремя не обратят внимания на неразвитую не возрасту речь сына или дочери, то неизбежно возникнут проблемы в школе.

Появятся дисграфия и дислексия – то есть ребёнок, не утратив способности к обучению, не сможет в должной мере овладеть навыками письма и чтения. Не исключены и другие неприятности, связанные с трудностями обучения.занятия с логопедом

Задержка речи – возможный сигнал о других болезнях


Такое отклонение иногда может сигнализировать о серьёзных заболеваниях. Эпилепсия, аутизм, глухота, умственная отсталость – эти недуги бывают тесно связаны с задержкой формирования речи, более того, задержка бывает составной частью этих патологий.

Врач, которому нужно показать ребёнка, к трём годам ещё не умеющего нормально разговаривать, обязательно проверит слух, чтобы исключить влияние нейросенсорной тугоухости на речевое развитие.

Советы родителям


  • Заметив, что ребёнок плохо говорит, но при этом много двигается и совсем не слушается старших, родители могут подумать, что он просто гиперактивен и это пройдёт с возрастом. Гиперактивность и непослушание, вполне возможно, и в самом деле пройдут, но что касается речевого развития, то промедление здесь недопустимо: необходимо повести сына или дочку к врачу.
  • Не так уж редко родители, занятые построением карьеры, не могут уделить малышу достаточного внимания. Хорошо ещё, если няня или бабушка будут читать ему книжки, показывать картинки, петь детские песенки – словом, заниматься с ним. Но родительское общение всё же должно стоять на первом месте, уж если разговор пошёл о воспитании и речевом развитии. Нельзя оставлять малыша надолго одного: чем больше с ним разговаривать, тем быстрее сформируются его речевые навыки.
  • Отдельный разговор – о гаджетах. Казалось бы, что проще: дал ребёнку планшет, и он надолго займётся этим благом цивилизации, дав маме время для домашних дел. На самом деле всё не так радужно. Гаджет может привести к поведенческим и эмоциональным проблемам, неусидчивости, невнимательности. Кроме того, малыш не сможет полноценно заниматься с логопедом, что чревато низкой эффективностью занятий.

Комментарии к статье: (0)

Имя:*
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *