Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
Воспитание ребенка
Содержание:
Возраст 6 лет – очень важный, сложный и ответственный период жизни для каждого ребенка. С одной стороны, последний год в садике, самая старшая группа, с другой стороны, предстоящая смена обстановки и коллектива. Образ жизни ребенка в ближайшем будущем кардинально изменится, ведь дисциплина в школе будет строже, чем в садике, возрастут обязанности, а, личного свободного времени на игры и занятия по душе с каждым годом будет становиться все меньше.
В такой ответственный момент родители, как правило, испытывают беспокойство и тревогу. Как ребенок подготовлен к школе, как будет справляться с нагрузкой, как быстро адаптируется в новой среде, как примут его в классе – эти и другие вопросы волнуют, наверно, всех без исключения, родителей.
В этой статье мы более подробно разберем, что должен знать и уметь ребенок в 6 лет. Конечно же, поставить всех детей в какие-то одни общие рамки нельзя, каждый развивается по-своему, индивидуально. Очень многое, в данном случае, зависит от способностей ребенка, а, также, от степени участия родителей в его жизни. Но, все-таки, есть общие минимальные навыки и знания, которыми должен обладать дошкольник, их придерживаются психологи, педиатры и педагоги, чтобы определить, насколько соответствует эмоциональное, психологическое и физическое развитие ребенка его возрасту.
Физическая подготовка
Дошкольник все уверенней владеет и управляет своим телом, делает несложные гимнастические упражнения, может ходить по бревну, подтягиваться на перекладине, стоять и прыгать на одной ноге в течение нескольких минут. Занятия различными видами спорта, такими как, танцы, гимнастика, коньки, ролики, лыжи, будут способствовать более быстрому развитию ребенка.
Мелкая моторика
Важным показателем правильного развития ребенка является мелкая моторика, так как она непосредственно связана с такими свойствами сознания, как мышление, координация, воображение, память, речь. К шести годам дошкольник должен правильно держать карандаш и ручку, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы без помощи взрослого, уверенно работать ножницами, обводить и выстригать картинки по контуру, уметь лепить из пластилина различные фигуры состоящие из мелких деталей, рисовать прямые или волнистые линии, не отрывая ручку от бумаги. Конструкторы, мозаики, вырезание ножницами, лепка и различные игровые упражнения с пальчиками рук помогут улучшить мелкую моторику ребенка.
Речь
В шесть лет словарный запас ребенка уже более 3000 слов. Дошкольник правильно согласовывает слова в предложении и произносит звуки, употребляет уменьшительно ласкательные слова, синонимы, заменяет существительные местоимениями, в его речи можно услышать сложные предложения, причастные обороты. Ребенок может поддерживать непринужденную беседу, вести диалог и монолог, при этом все реже сбиваясь с мысли. Чаще разговаривайте с ребенком, пусть ваш маленький собеседник больше говорит сам, не стесняясь выражать свои мысли - это поможет ему стать более коммуникабельным и общительным в будущем.
Общение
Дошкольник все чаще делает попытки заявить о себе, как о личности, начинает строить свою линию поведения, старается соблюдать этические нормы. Ребенок в присутствии близкого человека чувствует себя непринужденно в непривычной для него обстановке, легко заводит знакомства и контактирует с людьми. В этот период начинают проявляться такие качества, как сочувствие по отношению к окружающим и умение понимать и признавать свои ошибки. В некоторых ситуациях дошкольник способен самостоятельно предложить свою помощь. В этом возрасте родителям важно научить ребенка делать уступки и искать компромиссы в спорных ситуациях.
Мышление
Дошкольник проявляет живой интерес к окружающему его миру, быстро осваивает новую для него информацию и легко ориентируется в незнакомой для него обстановке. Ребенок начинает проявлять терпение, и, уже, способен заниматься одним делом 15-20 минут без перерыва. У него начинает вырабатываться сила воли, появляется способность контролировать свое поведение и свои эмоции. К шести годам приходит понимание, что в некоторых ситуациях приходится поступать не так, как хочется, а так, как нужно. Полезно для ребенка в этом возрасте изучать новое именно в игровой форме, так он быстрей и лучше усвоит материал. Вязание, вышивание, обучение на музыкальных инструментах, спортивные игры и упражнения стимулируют развитие логики и интеллекта детей. Развить творческое начало и образное мышление своего ребенка можно, играя с ним в театр и игры по ролям.
Умения
В шесть лет ребенок обладает навыками самообслуживания, воспринимает как должное гигиенические процедуры, помогает родителям по дому, без посторонней помощи может накрыть на стол и помыть посуду. Дошкольник может решать ребусы, загадки, задачи на сложение и вычитание, объединить предметы в группы по общему признаку и сравнить их по высоте, ширине и длине. Память у ребенка в этом возрасте просто отличная, он может пересказать рассказ, знает несколько стихотворений, способен запомнить и назвать уже до 7 слов из 10 названных. Загадки, различные задачи, чтение книг укрепляют память, формируют правильную речь, увеличивают словарный запас.
Знания
К шести годам ребенок называет буквы, отличает их от звуков, определяет, на какую букву начинаются слова, считает от одного до десяти и обратно. Имеет начальные знания по географии, может назвать несколько стран, их столицы и проживающих там жителей (например: во Франции живут французы). Дошкольник знает и изображает простые геометрические фигуры, знает много животных и растений, распределяет их по группам: домашние – дикие, деревья – кустарники, по порядку может назвать дни недели, месяцы, времена года и время суток. Изучение нового материала, особенно в игровой форме, способствует всестороннему развитию ребенка, однако, родители должны помнить, что излишняя требовательность, методы обучения из-под палки или недостаток свободного времени могут привести к серьезным последствиям для ребенка, таким, например, как переутомление и потеря интереса к учебе.
Многие дети к шести годам уже умеют писать, читать, решать математические задачки, и, казалось бы, уже готовы к тому, чтобы пойти в школу. Здесь родителям, очень важно понять, насколько их ребенок морально подготовлен к школе. В шесть лет можно иметь хорошие знания и навыки, но при этом не обладать таким качеством, как усидчивость. Ребенку сложно концентрировать свое внимание на протяжении 40 минут, и он будет быстро уставать на уроках. Развитие детей в шесть и в семь лет, на самом деле, существенно отличается, и родителям важно это помнить. Необходимо реально оценить возможности ребенка, прежде чем отправить его в школу на один год раньше.
Очень интересно: