Женский онлайн журнал » Дети » Воспитание ребенка » Как научить ребенка письму: подготовка, эффективные методики, распространенные ошибки

Как научить ребенка письму: подготовка, эффективные методики, распространенные ошибки

Как научить ребенка письму: подготовка, эффективные методики, распространенные ошибки
Воспитание ребенка
Admin Kristi
Фото: ihostess.ru
10:53, 13 декабрь 2018
2 854
0

Содержание:

Обучение дошкольников письму вызывает бурные споры среди специалистов, занятых детским воспитанием и здоровьем. Но все они едины во мнении — подготовка ребенка к школе крайне необходима. Различаются только взгляды на методы и цели воспитания будущих учеников. Педиатры уверены в пользе постепенного приучения детей к школьным нагрузкам. Они разработали многочисленные комплексы гимнастических упражнений, закаливающих и укрепляющих мероприятий.

Педагоги утверждают, что из всей дошкольной программы обучения стоит выбрать только элементы, связанные с развитием мелкой моторики мышц рук, постановкой правильной осанки, воспитанием усидчивости, внимания, терпения. Они категорически против обучения детей непосредственно письму на дошкольном этапе развития. Психологи обращают внимание на индивидуальность детей, моральную готовность и развитость каждого отдельно взятого ребенка.

Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?


Ни одна программа дошкольного воспитания не предусматривает полномасштабного преподавания письма в детских садах. Единственный шанс научить ребенка писать до поступления в школу — это личная заинтересованность родителей. Можно на свой страх и риск самостоятельно заняться обучением, а можно обратиться к частным квалифицированным преподавателям. Приобретя элементарные навыки письма, малыш с большей уверенностью начнет свой школьный путь, избавится от страха перед неизведанным.

Раннее обучение ребенка письму может привести к негативным последствиям, к основным из которых относятся следующие:

  • Может возникнуть крайне негативная реакция неокрепшего организма на преждевременные перегрузки, не соответствующие возрасту ребенка.
  • Усталость мышц после длительных занятий может привести к приобретению неправильной осанки.
  • В раннем дошкольном возрасте у ребенка еще не сформирован побуждающий мотив к обучению, а действуют только игровые рефлексы.
  • Непрофессиональные попытки научить ребенка воспроизводить письменные буквы могут привести к ошибкам в их написании, а переучивание будет происходить дольше и труднее.маленький мальчик собрался научится писать
Риск в воспитании должен быть полностью исключен, поэтому при возникновении потребности в скорейшем обучении чтению и письму нужно руководствоваться интересами ребенка. Престижные гимназии и лицеи иногда предъявляют повышенные требования к поступающим. В этом случае не стоит заниматься самоучением, а лучше прибегнуть к помощи специалиста. Главным критерием при принятии решения о начале обучения должны стать физическая и психологическая готовность ребенка.

Как подготовить ребенка к обучению письму?


Главным мероприятием, предваряющим практические занятия, должна стать моральная подготовка. Крайне важна заинтересованность ребенка в овладении письмом. Помощью послужат детская привязанность, личные способности, приоритеты, увлечения. Желание общаться с любимой бабушкой, живущей далеко, у которой нет ни телефона, ни компьютера, может быть так велико, что малыш сам захочет написать ей письмо. В игровой форме можно продемонстрировать неизбежность пользования письмом при оформлении различных заявлений. Например, для посещения бассейна, занятий в танцевальном кружке, в спортивной секции.

Особое значение имеет физическая подготовка молодого организма. Требуется регулярно выполнять упражнения, способствующие укреплению кистей рук, мышц спины, шейного отдела, профилактические занятия по предотвращению сколиоза — без этого первые шаги в письме могут стать пыткой.

Играм и занятиям, способствующим развитию мелкой моторики, улучшению координации движений нужно ежедневно уделять должное внимание. Дошкольников хорошо увлекают домашние хлопоты, и этими увлечениями необходимо эффективно воспользоваться. Можно совместно выполнять простые задания по хозяйству, например, лепить вареники, перебрать фасоль или крупу. Элементарные навыки самообслуживания, такие как чистка зубов, пользование ложкой и другими предметами, также хорошо поспособствуют развитию мелкой моторики рук.

Для совершенствования навыков ребенка можно использовать пластилин, карандаши, кисти, фломастеры, ножницы и бумагу, пазлы, аппликацию, мозаику. Творческая атмосфера придает занятиям непринужденность и воспитывает увлеченность детей. На первый план выступает правильный выбор инструментов. С пластилином непонятных критериев меньше: пластичность, безопасность, упругость — главные качества. К карандашам требований немного больше.

Первый набор, состоящий для начала из 6-10 карандашей, можно покупать ребенку уже в возрасте 2-3 года. Цвета должны быть яркими, грифель мягким и толстым, деревянный футляр — трехгранным. Для большего удобства стоит обязательно соблюсти требование к диаметру карандаша. Стандартная толщина в 6 мм подойдет для детей постарше. Под маленькую руку лучше покупать карандаш толщиной не менее 10 мм. Предшественниками традиционных карандашей могут стать мелки и фломастеры для специальных мольбертов, на которых удобно рисовать стоя или лежа — это более удобные позы для маленьких детей при рисовании.маленькая девочка обучается письму

Эффективные методики обучения ребенка письму


В советский период все поголовно дети испытали на себе классическую демонстративную методику, предусматривающую написание учителем на доске элементов, из которых впоследствии будут состоять те или иные буквы. Ученики должны были воспроизводить увиденное в тетради. Затем, по мере ознакомления с буквами, их учились соединять в слова. И уже после этого из отдельных слов составляли предложения.

Многие специалисты-филологи пытались оптимизировать существующие методики каллиграфии. Признанными лидерами в этой области считаются Н. Г. Агаркова и В. А. Илюхина. Методика Агарковой включает в себя пять элементов, способствующих обучению письму: слуховой, артикуляционный, зрительный, двигательный и рукодвигательный. Благодаря гармоничному сочетанию всех этих составляющих удалось добиться отличных результатов. Обучение с одновременным использованием зрительной и двигательной активности позволяет сформировать способность автоматического безотрывного письма, ставшего результатом зрительного восприятия сложных каллиграфических конструкций.

Для упрощения задачи воспроизведения отдельных букв В. А. Илюхина предложила считать своеобразным шаблоном букву «И», а на ее основе, используя похожие линии и крючки, осваивать и другие буквы. Самой сложной для написания детьми фигурой в составе многих букв считается овал. Его Илюхина рекомендует заменить на две параллельные палочки, соединенные сверху и снизу небольшими дугами. Это облегчило трудный процесс написания округлых букв.

Методика Илюхиной основана на легкости детского восприятия всего окружающего мира посредством игры, в которой участвуют сказочные персонажи. Каждый элемент буквы имеет свое сказочное название, для его воспроизведения избран четко оговоренный метод. Учебный процесс не ограничивается одной игрой, их придумано множество: в Поле чудес дети отгадывают букву на слух, в задании «Угадай букву» нужно дописать недостающий элемент. Дети с увлечением выполняют упражнения, связанные с восстановлением пропущенной буквы в словах по подбором пар элементов, часто встречающихся в написании букв.родители с детьми учатся писать

Распространенные ошибки, которые допускают родители при обучении ребенка письму


В стремлении во что бы то ни стало сделать из своего ребенка лидера, родители зачастую сталкиваются с множеством проблем. Возникают они не на пустом месте, а как следствие неграмотного подхода к воспитанию и обучению дошкольника.

К наиболее распространенным ошибкам относятся следующие:

  • Родители не учитывают, что слишком ранний возраст ребенка не позволяет ставить перед ним такую серьезную задачу, как обучение письму. Это очень сложный процесс, требующий сосредоточенности, внимания, усидчивости, не свойственных младшим дошкольникам.
  • Некоторые родители вспоминают о подготовке чада к учебе непосредственно накануне поступления в школу. А ведь процесс формирования каллиграфических навыков должен начинаться задолго до того момента, когда шестилетний ребенок впервые сядет за парту.
  • О важной роли развития мелкой моторики в обучении письму детей наслышаны буквально все, от подростков до глубоких стариков. А вот речевым способностям некоторые родители уделяют недостаточно внимания.
  • Принуждение — это не лучший способ, чтобы превратить неумелого дошкольника в успешного ученика. Увлеченность, интерес к учебе, соревновательные и игровые моменты учебного процесса помогут преодолеть лень и неуверенность в себе.
  • Бессистемный подход к обучению ребенка письму может принести не пользу, а огромный вред, устранять который впоследствии придется педагогу и, возможно, не один год.
  • Чрезмерные нагрузки, очень продолжительные уроки с репетиторами, занятия в многочисленных кружках и секциях приводят к необходимости прибегнуть к услугам педиатров.
Чтобы избежать негативных последствий всех этих недочетов, существует один очень полезный совет: воспитанием и обучением ребенка должен заниматься квалифицированный педагог, который любит свое дело. Он оценит способности и степень подготовки дошкольника, грамотно подберет методику обучения для конкретного ученика, учтет все нюансы его характера и возрастные особенности.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)