Что умеет современный ребенок до года
Дети
По мнению психолога Ларисы Сурковой, современные дети по своему развитию оказываются на ступеньку выше, чем их ровесники, которые были в том же возрасте несколько десятков лет назад. Новорожденный и месячный ребенок оказывается гораздо активнее в эмоциональном плане, чем описывается в литературе, посвященной вопросам детства. Обычно родители наблюдают за развитием малыша в поликлинике, куда должны приходить каждые 4 недели. Что же умеет ребенок на разных этапах взросления в период до 1 года?
Среди современных детей сохраняется тенденция к изменению стереотипов, которые сложились десяток и более лет назад в отношении малышей определенного возраста. Так, матери отмечают, что если в одной семье есть дети с большой разницей в возрасте, то те, что старше, будучи новорожденными, вели себя крайне спокойно, а вот современные ребята уже гораздо активнее. Почему так происходит? У специалистов есть ряд теорий и доказательств, но пока нас волнует не этот вопрос. Наша цель – увидеть современного ребенка иначе.
Так, старая «норма» предполагала, что новорожденный очень много спит, практически большую часть времени, а бодрствовать может не более 30 минут. Что касается реакции на внешние раздражители, то он воспринимает звук, свет и чувствует боль. Способен также кратковременно задерживать внимание на источнике звука или объекте. Малыш может свободно глотать, сосать и зевать.
Сегодня же картина несколько изменилась. Если рефлексы у новорожденных остались те же, то продолжительность периода сна и бодрствования стала иной. Малыши в 21 веке готовы уже по 40-60 минут изучать окружающее пространство, а спать только по полтора-два часа. Гораздо быстрее у них формируется потребность чувствовать мать рядом. Современные дети способны длительно концентрировать внимание и прислушиваться к обращенной к ним речи, стараются сообщить взрослым о своем присутствии, причем это становится важно просто из-за скуки, а не потому что ребенок хочет, например, есть.
Когда малышу исполнился месяц
Активность возрастает, малыш уже готов в общем не спать около часа. Он способен останавливать взгляд на одном предмете, следить за его перемещением, однако его еще неразвитая физиология не позволяет ему повернуть голову, чтобы увидеть больше. Уже сейчас появляются первые эмоции, они выражаются при помощи крика, кряхтения, мимики, так ребенок старается выразить свои чувства.
Возрастает роль нахождения в обществе. Малыш ощущает присутствие окружающих его людей, его состояние может меняться в зависимости от их настроения. Родители говорят о том, что чадо способно почувствовать переживаемые ими эмоции и как будто отразить их.
Пошел второй месяц со дня рождения
Теперь малыш может обрадовать маму своей первой улыбкой, причем это не случайная гримаса, а реально испытываемые ребенком переживания. То есть он способен осознанно выражать свои эмоции. Теперь начинается своеобразная коммуникация с родственниками. Если родители разговаривают с ним, то он гулит в ответ, а улыбка вызывает у него радость, и он тоже улыбается. Он видит, куда перемещаются люди, следит за предметом. Он меньше спит.
Чаду 3 месяца
Ребенок безошибочно узнает свою маму. Он без проблем увидит ее, если она окажется рядом с другими людьми, малыш может реагировать на обращение к себе. Постепенно подключается игровая деятельность, теперь придется запастись разными игрушками (погремушками, развивающими ковриками). Самостоятельно ребенок способен заниматься чем-то по 3-4 минуты, после потребуется помощь взрослых, чтобы сконцентрировать его внимание на чем-то.
Дети в 4 месяца
Малыш может подолгу останавливать взгляд на чем-то одном, каком-то статичном предмете, рассматривать его. Еще одна новая для него возможность – держать игрушку в руках. Он видит, куда перемещается его мама, провожает ее взглядом. Эмоции – заливистый смех. Теперь ребенок пытается двигаться, причем как сам (первый опыт ползания, перекатывания), так и заставляет взрослых перемещаться с ним на руках. Важно, чтобы мама поняла этот знак своего младенца и поспособствовала развитию интереса к миру.
Умения в 5 месяцев
Еще весьма своеобразная «речь» оказывается довольно музыкальна и протяжна. Ребенок готов выражать разные эмоции, улавливать интонацию голосов родителей, долго смотреть на один предмет. Впервые малыш узнает себя, чему безумно радуется. Собственное отражение в зеркале – обязательный повод для задорного смеха. Чужие люди или дети могут напугать 5-месячного человечка, вызывать у него осторожность или даже гнев.
Первые полгода
Чадо отлично знает свое имя, всегда реагирует, когда его слышит. Ребенок пытается что-то сказать, складывая первые слоги. Именно в этот момент важно, чтобы чадо слышало речь взрослых, поэтому нужно больше с ним говорить. Он будет выказывать внимательность, если услышит ваш голос. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, сразу подают знак маме, если хотят есть – они указывают на грудь.
Прошло 7-8 месяцев после рождения
Малыш узнает отдельные вещи, предметы. Следующая ступень выражения эмоций – лепет. Теперь он будет показывать свои ощущения гораздо чаще. Он старается понять, где «свои», а где «чужие». Ребенок начнет капризничать, если кто-то из незнакомых людей попытается взять его на руки.
Лепет малыша носит звукоподражательный характер, на лице появляется буря эмоций. Теперь дети становятся интересны и отцам, так как узнают их и могут по-своему отвечать.
Когда исполняется 9-10 месяцев
Ребенок способен выполнять то, о чем его просят взрослые, при необходимости осознанно зовет маму. Он отлично знает, как «устроена» его игрушка, где у нее расположен нос, ручки и прочее. Теперь малыша интересуют более сложные детали – пирамидки и сортеры. Он видит, что родители радуются, когда он общается с ними на своем уровне, пользуясь этим, просит разные предметы.
Он способен распознать слово «нельзя», балуется, сам себе грозя пальчиком и делая, то, что недозволительно.
Наконец прошел 1 год
Психологически малыш уже подобен взрослому, он знает о своих желаниях, способен оценить, что ему приятно, а что – нет. Теперь ребенок пытается заявить о себе, капризничает, вынуждая взрослых поступить так, как ему хочется. Однако связи между эмоциями и действия нет. Дети не научились еще в этом возрасте делать что-то «назло», руководствуются лишь собственным комфортом.
Стоит отметить и еще одно изменение, характерное для современных детей. Они не говорят в годовалом возрасте, как их ровесники лет 10 назад. На возникновение речи нужно рассчитывать лишь в 18 месяцев. Также могут быть некоторые колебания со сроками, так как каждый малыш индивидуален.
Очень интересно: