title
Содержание:

Многие родители сталкиваются с проблемой того, что ребенок не хочет учиться. Причин для этого может быть много, как физического, так и психологического рода. Но первым, и самым главным посылом к стремлению узнать что-то новое является мотивация ребенка. От вида мотивации во многом зависит как желание работать, так и сам результат работы. Какие же типы мотивации существуют, и как они влияют на процесс обучения у детей?

Виды мотивации


Психологи выделяют два основных вида мотивации, а именно внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация, в свою очередь, подразделяется на контролируемую и автономную внешнюю мотивацию.

  • Внешняя мотивация (контролируемая или автономная)
  • Внутренняя мотивация
Под мотивацией понимается желание совершить определенное действие. Таким образом внешняя контролируемая мотивация возникает из желания получить какую-либо награду извне. Это один из самых распространённых видов мотивации, который применяется в домашней и школьной практике. Примером такой мотивации является желание получить высокую оценку в школе. Дома родители часто мотивируют ребенка к совершению какого-либо действия, создавая внешнюю мотивацию путем обещаний купить игрушку, или сходить в интересное для ребенка место. В этой ситуации действие, которое совершает ребенок, напрямую контролируется родителем или учителем, выдающим награду. Чем качественней сделана работа, тем выше награда.

В своей крайней форме внешняя контролируемая мотивация перерождается в желание выполнить то или иное действие не для того, чтобы получить награду, а для того, чтобы избежать наказания. Формами наказания могут быть как телесное наказание, так и ментальное (ощущение позора, проигрыша, негативное сравнение с другими).мотивация ребенка

Когда цель важнее знаний


Несмотря на то что контролируемая мотивация является одной из самых быстрых и легких форм мотивации ребенка к действию, она же является и самой разрушительной для психики ребенка, а также редко приводит к обретению основательных знаний в той или иной области. Поскольку фокус в обучении смещается с самой сути предмета на другие факторы (получение высокой оценки, желание избежать позора, и т.д.) знание, приобретенные таким образом, не откладываются, а забываются. Родители могут удивляться, почему ребенок, получивший высший бал по математике, через месяц не может вспомнить ничего из того, что он выучил. Но в этом нет ничего удивительного: в данном случае ребенок имел внешнюю контролируемую мотивацию к изучению математики. Его целью было получение оценки, а не приобретение знаний.

Автономная внешняя мотивация отличается от контролируемой тем, что ребенок сам может контролировать свой процесс обучения, поскольку он понимает внешнюю необходимость приобретения знаний. Этот вид мотивации характерен для более старших детей, которые понимают, что приобретая базовые знания и хорошие оценки в школе, они, тем самым, открывают себе более широкие возможности в жизни. Ребенок может быть совершенно не заинтересован в предмете, но изучает его, понимая необходимость владения данным предметов в современном обществе. Часто автономная внешняя мотивация становится причиной изучения иностранных языков. Родители могут мотивировать ребенка к учебе, объясняя ему необходимость приобретения тех или иных знаний. Выученное таким образом сохраняется надолго, если ребенок периодически использует данные знания, например, говорит на иностранном языке.девочка любит читать

Ключ к успеху


В отличие от всех вышеописанных видов, внутренняя мотивация исходит из глубокой заинтересованности ребенка в самом предмете изучения. Ребенок сам погружается в процесс обучения и исследования выбранного предмета руководствуясь неподдельным интересом к данной теме. Процесс обучения в данном случае приносит ему внутреннее удовлетворение, а работа кажется интересной игрой. В этом случае ребенок может уходить в глубокое сосредоточение, он сам заинтересован в том, чтобы основательно разобраться и приобретает прочные знания, которые остаются с ним до конца жизни.

К сожалению, не все школьные предметы способны вызвать внутреннюю мотивацию к изучению у ребенка. Зачастую в школе и дома ребенок сталкивается с внешней контролируемой мотивацией, которая может привести к понижению самооценки или вызвать стойкую нелюбовь к предмету. В крайних случаях ребенок может замкнуться или показывать реакцию отрицания. Чтобы компенсировать негативное воздействие такого рода мотивации, родителям начиная с малых лет следует обращать внимание на то, что привлекает малыша, и способствовать развитию его спонтанных интересов. В старшем возрасте родителям стоит стараться перевести контролируемую мотивацию, возникающую у ребенка, в автономную. Мотивация – это залог прочных знаний. Уделяя внимание мотивирующим факторам, родитель, тем самым, может повлиять на качество обучения.

Комментарии к статье: (0)

Имя:*
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *